На днях Наталья Крючкова — поисковик группы «Советские военнопленные, погибшие в Норвегии» из Моршанска — разместила в соцсетях пост о розыске родственников участника Великой Отечественной войны. Речь шла об Александре Евдокимовиче Клычникове, уроженце села Хобот-Богоявленское Первомайского района.
На пост откликнулся начальник Козьмодемьяновского территориального отдела администрации Первомайского округа Александр Балашов и сообщил, что знает эту семью. Поисковики связались с племянницей бойца Надеждой Чивилёвой из Первомайского и рассказали об обстоятельствах гибели её дяди.
— Александр Клычников попал в плен под Сталинградом и был направлен в шталаг № 386 в городе Шахты Ростовской области. Он находился в лагере-лазарете в здании школы № 10. Боец был расстрелян 18 января 1943 года. Его тело сброшено фашистами и их пособниками в ствол шахты Красина, ставшей общей братской могилой для более чем 3 500 советских граждан, — рассказал командир поискового отряда «Зов сердца» города Шахты Дмитрий Воронов.
Информацию о погибших солдатах поисковики взяли из журнала учёта умерших в плену. Журнал вёлся на немецком языке. После войны его перевели на русский.
— Нашли мы этот журнал в архиве два года назад, но в нём не было данных о том, где находился этот лагерь-лазарет. Путём анализа и сопоставления фактов о погибших удалось понять, что это журнал шталага № 386, который находился в городе Шахты, и который я многие годы искал, — рассказал ростовский поисковик.
Узнав об обстоятельствах гибели своего дяди, Надежда Чивилёва — дочка сестры Александра Веры — долго плакала.
— Знала о дяде только со слов мамы и родственников. Александр был старшим ребёнком у моей бабушки. Мама рассказывала, что бабушка вечерами плакала по сыну, ждала, что он вернётся. В нашей семье знали только, что он пропал без вести в 1943 году. То, что удастся узнать правду о гибели дяди через столько лет, мы и подумать не могли, — рассказала Надежда Чивилёва.
Александр Евдокимович Клычников родился в 1923 году в селе Хобот-Богоявленское. Помимо него, самого старшего, в семье было пятеро детей — Вера, Мария, Алексей, двойняшки Зинаида и Виктор. В 1942 Александра призвали на фронт. Ему не было и 20 лет, когда его расстреляли фашисты.
— В селе раньше жил дядя Егор. Он рассказывал, что видел нашего Александра в плену в годы войны. Они вместе были там. Со слов односельчанина, дядя лежал раненый в сарае, умирал, а тот взял у него документы и передал старшему. Об этой истории мне рассказывала мама. Видимо, из-за документов, которые передали, удалось установить его личность, — рассказала племянница бойца.
Надежда Чивилёва поделилась новостью со своими родственниками. Все они благодарны поисковикам за проделанную работу. Жаль, что мама, сёстры и братья бойца так и не дождались своего героя.